Клиентам

Партнерам

 

Книжный рынок в мягком переплете

В России всегда было модно иметь хорошие книги. Роскошные фолианты признанных классиков до сих пор в цене. Но читают, к сожалению, все больше «походные» издания в мягкой обложке. Судя по списку самых удачно продающихся книг, у большинства сибиряков не все в порядке со вкусом.


Пушкина сменили покемоны
 

Психологи склонны считать, что люди покупают книги о том, чего им недостает в жизни. Судя по всему, новосибирцам недостает криминальных историй, здоровья и водительских прав: в двадцатку самых продающихся книг стабильно входят многочисленные детективы, справочники по нетрадиционной медицине и экзаменационные билеты для экзаменов в ГИБДД.

По словам начальника ассортиментного отдела новосибирской фирмы «Топ-книга» Михаила Трифонова, чтобы книга попала в список самых продаваемых в городе, необходимо продать не меньше тысячи экземпляров за месяц.

Безусловно, горожане больше всего любят читать детективы. При этом они четко разделяются на женские и мужские, а целевая аудитория безошибочно угадывается по фамилии автора (как правило, славянской). Например, для мужчин пишут Фридрих Незнанский, Виктор Доценко, Андрей Константинов и Евгений Сухов. А для женщин «трудятся» Татьяна Полякова, Ирина Дроздова и Дарья Донцова. Впрочем, есть и исключения - всем известная Александра Маринина, которая помимо удачной раскрутки сумела объединить чаяния и женской, и мужской аудитории и совместить дамский роман с детективом. По популярности с детективами могут сравниться и фантасты - Ник Перумов, Сергей Лукьяненко, Василий Головачев, Андрей Белянин.

Признан всеми экспертами автор самых популярных книг Борис Акунин. За последние полгода его сочинения всегда входят в двадцатку бестселлеров. И с книжных полок сметают не только свежие романы, но и ранние произведения Григория Чхартишвили (автоним писателя). Кстати, вышедший недавно двухтомник Акунина «Любовник смерти» и «Любовница смерти» сразу и, видимо, надолго занял первые строчки рейтингов.

Впрочем, несмотря на то что понятие «бестселлер» обычно применяется к книгам художественной литературы, они занимают лишь небольшую долю среди всех продаж. В течение последних двух лет стала лучше продаваться «деловая литература» - книги по бухгалтерскому учету, юриспруденции.

Аналитики рынка объясняют это тем, что у людей и предприятий появились деньги, а главное, мотивация к дальнейшему профессиональному росту. Но это относится скорее к частным фирмам и их работникам: по результатам исследования, проведенного руководителем регионального информационно-аналитического центра Сибирской академии госслужбы Александром Новокрещеновым, половина чиновников Сибири читает только детективы и другую развлекательную литературу и не чувствует мотивации к профессиональному росту. При этом даже те госслужащие, которые заявляют о горячем желании учиться и повышать квалификацию, уверены, что их сегодняшних знаний вполне достаточно для их профессиональной деятельности и, соответственно, не покупают учебную литературу.

Но это не относится к рынку учебной литературы для школьников и студентов: объемы продаж в нем в разы превышают объемы художественной литературы. Поэтому при составлении хит-парадов книг новосибирские фирмы в течение учебного года перестали включать их в общий список: иначе они «забивают» все места рейтингов.

Постоянным спросом пользуются экзаменационные билеты для экзаменов в ГИБДД разных авторов - в месяц по городу их продается более 500 штук. Как ни странно, очень популярны книги по нетрадиционной медицине. Кстати, среди них - единственный автор из Новосибирской области с книгой, входящей в хит-парад, - Наталья Степанова с серией «Заговоры сибирской целительницы». Не отстают от нее Геннадий Малахов с книгами по уринотерапии, Сергей Лазарев («Диагностика кармы») и Дмитрий Верищагин, пишущий о «системе ДЭИР». Как признался господин Трифонов, «что такое ДЭИР, не знаю, но продается великолепно».

В лидерах по продажам ходят некоторые книги по заведомо непопулярной тематике: например, уже в течение многих лет хорошо продаются книга доктора Хессайона «Все о комнатных растениях», толковый словарь русского языка под редакцией Ожегова и книги Стивена Кинга. В последнее время весьма активно «уходят» книги про покемонов - всевозможные раскраски и наклейки по мотивам мультфильмов.

Также есть и традиционно сезонные темы - консервная, новогодняя, конец учебного года, 23 февраля и 8 Марта. На День российской армии, как правило, разбирают справочники по военной тематике (например, «Энциклопедия оружия»). А перед 8 Марта - какие-нибудь дорогие подарочные книги по хозяйству, моде.

Несмотря на то что все специалисты в один голос говорят об увеличении интереса к классической литературе, опусы современных авторов - как детективы, так и справочники по нетрадиционной медицине - все же пользуются большим спросом.


Книжный мираж?

С советских времен претерпели значительные изменения практически все книжные магазины. В первую очередь изменился способ продажи: теперь посетители сами ходят среди рядов книг и берут их с полки, а не просят об этом продавцов по ту сторону прилавка. Дело в том, что при покупке книги, как ни одного другого товара, важны тактильные ощущения: довольно сложно купить книгу, не подержав ее в руках, а лишь посмотрев на ее обложку.

Первыми это поняли в фирме «Топ-книга», за счет чего за пять лет им довольно просто удалось получить более 50% книжного рынка Новосибирска. А так как на складах «Топ-книги» закупают товар оптовики из соседних областей, похожая ситуация наблюдается по всей Сибири. В своем развитии «Топ-книга» пошла по пути укрупнения магазинов, что подтверждает недавно открывшийся двухэтажный «Книжный пассаж» и огромный магазин «Топ-книги» на площади Маркса.

«Книжный пассаж», по мнению всех специалистов, стал первым шагом Новосибирска к западному типу торговли книгами: просторный красивый зал, автоматизированный учет, продавцы-консультанты. Но при этом все аналитики утверждают, что «Пассажу» еще далеко не только до европейских, а даже до московских супермаркетов. Например, в двухэтажном здании московского «БиблиоГлобуса» для клиентов предусмотрены кресла, на которых можно полистать выбранные книги, выпить кофе. Очень важно, что в таких магазинах из-за огромных площадей книги стоят вперед обложкой, а не переплетом.

В «Книжном пассаже», последнем грандиозном проекте «Топ-книги», по мнению специалиста по книжному маркетингу Дениса Третьякова, слишком силен выставочный элемент - объемы продаж, по данным независимых экспертов, пока не впечатляют. Дело в том, что люди туда ходят, как в музей - не покупать книги, а посмотреть. Конечно, это во многом объясняется красотой и непривычной роскошью этого магазина: новосибирцы пока просто не привыкли к такому подходу к продаже книг. Впрочем, есть серьезные опасения, что даже через некоторое время ему не удастся оправдать возложенных на него надежд. Одной из причиной этого может послужить то, что книги в «Пассаже» стоят в единственном экземпляре. А это опять же придает магазину некоторый налет выставочности.

При этом в столице этап укрупнения магазинов уже прошел: после появления «БиблиоГлобуса» в центре открылись подобные супермаркеты и на окраине. Теперь наступил следующий этап - позиционирования, когда для каждой группы клиентов есть свои, специализированные магазины. Суммарные объемы продаж в них, конечно, существенно уступают большим магазинам, зато ассортимент по конкретной тематике намного богаче.

Именно специализированные магазины, по мнению некоторых аналитиков рынка, могут пошатнуть нынешнее безоблачное положение «Топ-книги». Дело в том, что из-за больших объемов закупок, что выгодно с экономической точки зрения, компания практически полностью пренебрегает книгами, которые заведомо не будут хорошо продаваться. Из-за отсутствия перспективы выгоды не так активно развивается услуга по заказу отсутствующей книги: в сравнении с тысячными партиями «ходовых» детективов, один экземпляр книги, например, о проблемах современной фонетики, безусловно, проигрывает в выгоде.

Некоторые специалисты уже в ближайшее время предрекают отток от «Топ-книги» клиентов, которых интересуют узко специализированные издания: их потребности оказываются неудовлетворенными. В итоге «первые ласточки», которые смогли завоевать большую долю рынка только потому, что первыми стали продавать книги по-новому, из-за своей инертности скорее всего будут терять своих клиентов. Поэтому в скором времени появятся фирмы, которые будут работать только на свою целевую аудиторию и смогут потеснить монополистов.

В будущем останутся только два типа книжных магазинов: супермаркеты, где будет огромный выбор любых книг, и небольшие магазинчики «для своих». А специалисты между тем ожидают дальнейшего падения тиражей художественной литературы и увеличения количества выпускаемых книг в дешевой мягкой обложке.


Егор ЕГОШИН