Клиентам

Партнерам

 

Сибирская нефть будет поставляться в Китай


На днях в Санкт-Петербурге НК ЮКОС подписала генеральное соглашение с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (КННК) о разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) нефтепровода из России в КНР. Основная роль в предстоящих поставках нефти в Китай отводится сибирским месторождениям ЮКОСа.
 

Проект строительства трубопровода в КНР, ориентировочная стоимость которого составит порядка $1,7 млрд, предусматривает поставки нефти на китайский рынок объемом порядка 20 млн тонн в год на первом этапе работы (2005-2010 гг.) и порядка 30 млн тонн на втором этапе (2010-2030 гг.). В 2000 году Китай импортировал 72 млн тонн нефти. Ожидается, что в этом году импорт нефти составит 75 млн тонн, а к 2005 году увеличится до 100-120 млн тонн.

Напомним, что идея строительства нефтепровода из Сибири в Южную Азию не нова - она обсуждалась еще в 1995 году в Восточной нефтяной компании. Годом позже разработку маршрута трубопровода попыталась провести компания «Транснефть» в рамках межправительственного соглашения о сотрудничестве между Россией и Китаем. Однако и на этот раз проект «завис». В конце концов к нему подключился ЮКОС: в компании поняли, что способны самостоятельно разработать и реализовать проект. Однако нельзя сказать, что и после этого его развитие проходило без острых моментов. В частности, российская и китайская стороны довольно долго не могли прийти к окончательному соглашению по цене поставляемой нефти. Тем не менее уже в июне этого года ЮКОС, ОАО «Транснефть» и КННК подписали соглашение об «Основных принципах разработки ТЭО нефтепровода Россия-Китай». Стороны согласовали строительство нефтепровода по маршруту Ангарск-Дацин, определили формы гарантий по поставкам нефти, а также согласовали объемы поставок и формулу цены.

Заключенное на днях генеральное соглашение между нефтяными компаниями (с российской стороны его подписали Министерство энергетики, «Транснефть» и НК ЮКОС, с китайской - Госплан КНР и КННК) фактически вывело их на новый уровень сотрудничества. В соответствии с этим документом, к июлю следующего года будет завершена подготовка раздела ТЭО по обоснованию инвестиций, включая точную стоимость строительства, детальный расчет тарифов и организационно-правовую форму сотрудничества. К июлю 2003 года ЮКОС, «Транснефть» и КННК намерены согласовать рабочие чертежи и привязку к местности в рамках ТЭО проекта. Строительство самого нефтепровода будет вестись с 2003 по 2005 годы.

Естественно, что основную роль в предстоящих поставках нефти в Китай ЮКОС отводит своим сибирским месторождениям. Причем помимо «традиционных» месторождений в Томской области значительный объем наполнения «трубы» должны дать новые нефтяные месторождения компании в Восточной Сибири. В частности, на рынок КНР будет поставляться большая часть добываемой нефти с Юрубченского нефтегазового месторождения, расположенного в Эвенкийском автономном округе. Его разработку сейчас осуществляет Восточно-Сибирская нефтяная компания (ВСНК), 68% акций которой принадлежит ЮКОСу. На данный момент Юрубченское месторождение является одним из перспективных месторождений ВСНК - по оценкам экспертов, оно содержит около 300 млн тонн извлекаемых запасов нефти. Предполагается, что в 2008 году, когда начнется промышленная эксплуатация месторождения, объемы добычи нефти составят 13-24 млн тонн в год. Одновременно с этим ЮКОС ведет геологоразведочные работы на Ильбокичском и Сользаводском лицензионных участках, также расположенных в Красноярском крае. По предварительным оценкам, на этих участках содержатся балансовые ресурсы нефти от 100 до 150 млн тонн.

Как сообщили корреспонденту «К-Сибирь» в пресс-службе НК ЮКОС, в компании не исключают, что в перспективе к проекту могут присоединиться и другие российские нефтекомпании, которые предоставят соответствующие гарантии по фиксированному объему поставок, ресурсной базе, качеству нефти и будут согласны участвовать в долевом финансировании, проектировании и строительстве нефтепровода.

Андрей ДУМЛЕР