Клиентам

Партнерам

 

Рис творит бумагу

В новосибирской арт-галерее Le Vall открылась уникальная выставка Paper Work художницы из Сеула (Южная Корея) Чой Хванг Ок, следующей технике «рисовой корейской бумаги».

Наслышанные о двух огромных коробках с корейскими картинами (впервые багаж Le Vall превысил сотню килограммов) и о приезде на открытие выставки представительной делегации во главе с автором, новосибирские ценители искусства предрекали «Бумажным работам» успех вне зависимости от художественной ценности работ. Причем вовсе не из-за экзотичности рисового происхождения искусства - по словам знатоков Кореи, «там все из риса - вино, водка, картины» Скорее, ждали микромира Востока в идеальных для этнического проекта «стерильных» hi-tech стенах галереи. Акция удалась.

Первое, что попадало в ракурс зрителей выставки, - дети. Шумные корейские пострелы играли в самолетики, говорили на родном языке по маминым мобильным, носились по двум этажам галереи, не обращая никакого внимания на молчаливых северян. Как выяснилось, мать очаровательной девочки и автор рисовых картин Чой Хванг Ок - жена представителя корейской деревообрабатывающей компании во Владивостоке. Ее подруги - такие же «гарнизонные» жены, живут во Владивостоке, поближе к мужьям и их работе (например, одна из гостей Le Vall оказалась супругой представителя корейских авиалиний в России). Неудивительно, что Чой уже выставлялась в России - во Владивостоке и Хабаровске. А идея выставки в Новосибирске неспешно вынашивалась в течение последнего года.

Поблизости от корейского сообщества даже привычные представители русского художественного бомонда выглядели таинственно и мистически. Появившиеся одновременно «три богатыря», соседи по мастерским Союза художников Михаил Паршиков, Владимир Авдеев и Александр Шуриц дышали уверенным превосходством. Карикатурист Владимир Степанов, нарисовавшийся с видом критика, был тем не менее благосклонен к экспозиции. Живописец и «пират» Данила Меньшиков надолго привлек внимание присутствующих к своей персоне ароматом трубки (новый экземпляр гораздо длиннее всех прежних).

После коротких речей кураторов галереи Владимира и Андрея Мартыновых гостей позвали к столу, где уже разливали новосибирское шампанское к национальному корейскому блюду ким паб (аналог су-ши). Ким паб - тоже предмет искусства, причем не кулинарного, а оформительского. В рыбную кожурку вложен пресный корейский рис, а центр тарталетки выложен ровными треугольниками рыбы, мяса, сыра и маринованного огурчика. Замечательно красивое и съедобное блюдо тем не менее пользовалось скромным успехом. Чой призналась, что не приложила рук к его приготовлению, блюдо было заказано в местном корейском ресторане.

Технология приготовления рисовых картин тоже трудоемка. На основу из холста Чой поочередно наклеивает (только специальным клеем) вручную отлитую бумагу своих любимых оттенков - как правило, нежных розовых, голубых или зеленых. Потом в дело вступает импровизация. Наклеенные слои подвергаются обструкции - срываются целые полотна или скорябываются небольшие участки. Получается прихотливые переходы цвета и фактуры, которые хочется трогать руками в галерее или повесить себе в спальню.

Строго говоря, бумага - продукт китайского изобретения, разработку технологии литья приписывают Цай Люн, жившему в 105 году до н. э. Это он изобрел бумагу из натурального волокна на основе коры шелковицы. В древности на Востоке высоко ценилась бумага, изготавливаемая кустарным способом (в том числе и из риса) и отражающая мистическую природу шаманизма. Она позволяла записывать и сохранять культуру религиозного сознания, передавать мысли и поддерживать реальные ценности повседневной жизни людей. Неудивительно, что в конце XX века некоторые современные художники, отвергая все существовавшие ранее формы искусства, всецело отдают себя работе с бумагой как с единственным средством передачи вдохновения.

Работы Чой выполнены акриловой краской на рисовой бумаге. Нанесенные на холст полупрозрачные слои окрашенных в нежнейшие оттенки листов под рукой художницы преображаются, расцветая неожиданными, скрытыми до поры красками. Сама фактура рисовой бумаги, ее податливость, мягкость, бархатистость способствует тому, что возникающее на наших глазах произведение искусства кажется живым, подвижным, дышащим «Раковина творит жемчуг, покрывая слой за слоем тончайшим перламутром невзрачную песчинку» - так говорят об искусстве Чой Хванг Ок специалисты.


АНТОН ВЕСЕЛОВ