Клиентам

Партнерам

 

Мясопродукты дважды в год считают

Елена Бабина, Рада Малышева

Каждые полгода исследовательской компанией «PreVIEW» проводятся синдикативные исследования – ритейл-аудит мясных полуфабрикатов в торговых точках Новосибирска. Выборка составляет 199 супермаркетов, павильонов, магазинов, киосков.

В ходе исследования фиксируются: вид продукта, вес, производитель, марка, упаковка, стоимость. В регистрации участвовали продукты, в состав которых входит мясо или колбасы (кроме изделий из мяса птицы). Номенклатура исследования состоит из: мясных полуфабрикатов (котлеты и пр.), пельменей, вареников, блинов, пиццы и пр. продукции быстрого приготовления, готовых изделий кулинарных цехов магазинов – блинчики с ветчиной и т.д.

При описании торговой точки фиксируется ее тип (супермаркет, киоск и т. п.) и расположение (район).

По данным на 2005 год, мясные полуфабрикаты зарегистрированы в 81% торговых точек и составляют 40% от всех зарегистрированных продуктов. В среднем в магазине, торгующем полуфабрикатами, представлено 38 наименований подобных продуктов.

Для описания результатов регистрации ассортимента используются 2 основных показателя:

Доля в количестве торговых точек (представленность) – процент магазинов, в которых зафиксирован данный тип продукции. Например, показатель 40% означает, что данный продукт зафиксирован в 40% магазинов, принимавших участие в исследовании.

Доля в количестве продуктов – процент продуктов данного вида, зарегистрированных в общем списке. Например, показатель 30% означает, что среди всех зарегистрированных полуфабрикатов 30% составляет именно данный продукт.

Распределение по районам города.

Полученное распределение полуфабрикатов по районам города демонстрирует выраженную разницу в размерах и ассортименте магазинов, расположенных в разных частях Новосибирска. Так, в Октябрьском, Дзержинском, Кировском и Ленинском районах сосредоточены, в основном, небольшие, с достаточно ограниченным ассортиментом магазины. В Калининском и Заельцовском районах, напротив, больше крупных магазинов с широким ассортиментом.

Рисунок 1

Распределение по типам торговых точек.

На рисунке 1 представлено распределение результатов регистрации ассортимента в зависимости от типа торговой точки.

Для продажи полуфабрикатов в основном используются магазины с торговлей через прилавок, супермаркеты, павильоны и киоски на рынке.

Рисунок 2

Наиболее широкий ассортимент полуфабрикатов представлен в супермаркетах. Так, в среднем здесь зарегистрировано 66 наименований полуфабрикатов, в магазине прилавочной торговли – 32, в павильоне – 25, а в киоске на рынке только 11.

Распределение по видам полуфабрикатов.

На рисунке представлено распределение по конкретным видам полуфабрикатов.

Рисунок 3

Наиболее распространенный в рознице вид полуфабрикатов – пельмени. Они представлены в 90% магазинов, торгующих ПФ, и составляют 44% от всех зарегистрированных полуфабрикатов. На рисунке хорошо видно, что по популярности пельмени сильно опережают другие виды полуфабрикатов.

В среднем в одном магазине присутствует 17 наименований пельменей, 6 наименований шашлыка, 4 – котлет, 2 – бифштексов и т.п. (за 100% приняты все магазины, представляющие данный вид полуфабрикатов).

Средняя цена на пельмени на весну 2005 г. составляла 73 рубля 40 копеек за кг, на котлеты – 102 рубля 70 копеек, фарш – 100 рублей.

Распределение по маркам продукции.

Среди лидеров по представленности полуфабрикатов – только местные марки. Безусловным лидером рынка полуфабрикатов является «Сибирский гурман». Продукция этого производителя представлена в 68% магазинов и составляет 32% от всех зарегистрированных полуфабрикатов. Эта марка не только наиболее широко представлена в новосибирских магазинах, но и предлагает самый широкий ассортимент. Вторая марка по представленности в городе – «Алекон» (10% от всех зарегистрированных продуктов и 37% от всех магазинов). Третья – «Торговая площадь» (8% и 32% соответственно)

Средняя цена на продукцию «Сибирского Гурмана» составляет 84 рубля 80 копеек, средняя цена на продукцию ООО «Торговая площадь» – 104 рубля 70 копеек, на продукцию ООО «ТПК Алекон» – 82 рубля 40 копеек.

Рисунок 4

Лидерство «Сибирского гурмана» на рынке подтверждается и при фиксации распределения марки по отдельным сегментам. Так, марке «Сибирский гурман» принадлежит 43% всех зарегистрированных пельменей, 52% блинов, 33% котлет. «ТПК Алекон» и «Торговая площадь» сохраняют свои лидирующие позиции в большинстве рассматриваемых сегментов полуфабрикатов. В сегменте пельменей значительное место по представленности занимает «ТПК Добрич», в сегменте котлет – «Мясоедовский полуфабрикат» и «Итис».

Средние цены на котлеты лидеров рынка (см. рисунок 5) колеблются очень незначительно. Так, средняя цена на котлеты «Сибирского гурмана» составляют 107 рублей, котлеты «Алекон» – 110 руб. 50 копеек за килограмм. В то же время, стоимость котлет лидеров рынка несколько выше зафиксированной средней цены по этой категории (102 рубля 70 копеек, см. рисунок 3)

Разброс цен на пельмени различных производителей более ощутим. Средняя цена на пельмени по данным регистрации составляет 73 рубля 40 копеек, на пельмени марки «Сибирский Гурман» – 72 рубля, пельмени «Торговой площади» – 84 рубля 80 копеек за килограмм.

Рисунок 5

Рисунок 6

Динамика представленности полуфабрикатов.

Предлагаемые вашему вниманию данные по представленности полуфабрикатов – очередная волна регистрации, которая проводится ИК PreVIEW каждые полгода. Особенно интересно сравнить полученные данные с результатами регистрации ассортимента осенью 2004 г. На рисунке представлено изменение представленности по маркам.

Рисунок 7

За прошедшие полгода «Сибирский гурман» и «Алекон» улучшили свои показатели по представленности в новосибирских магазинах. Связаны ли эти изменения с изменениями в широте ассортимента лидеров?

Рисунок 8. Котлеты

Положение лидера – «Сибирского гурмана» – стабильно для всех видов полуфабрикатов.

За прошедшие полгода несколько выросла доля ТМ «Алекон» среди всех зарегистрированных котлет. В сегменте блинов и пельменей существенного изменения представленности не произошло.

Рисунок 9. Блины

Это только немногие из полученных результатов регистрации. Многое осталось «за кадром» – производители, средние цены на продукцию, подвиды, упаковка и т. п.

Результаты регистрации находятся в открытой продаже. Приобрести их можно, обратившись в исследовательскую компанию «Превью» по адресу:  Новосибирск, ул. С. Шамшиных, 99, тел. (383) 211-96-35, 211-96-45.

Елена Бабина, Рада Малышева